Альтметрия – современная система измерения What are Altmetrics?

Результаты одного исследования могут размещаться в Интернете на нескольких веб-сайтах и о них можно дискутировать на десятках различных платформ. Посредством инструментов альтметрии собирается и сопоставляется вся эта разрозненная информация с целью предоставить реципиентам единый визуально-графический и информативный обзор онлайн-активности, связанной с научным контентом, а именно, с ценностью конкретного исследования.

Альтметрия (Altmetrics), или альтернативная метрика – это показатели и качественные данные, дополняющие традиционную библиометрию, опираясь на цитирование. Они могут включаться (но не ограничиваются ими) в экспертные оценки, например, в Faculty of 1000, в цитаты в Wikipedia или в государственные документы, обсуждаться в исследовательских блогах, освещаться в основных средствах массовой информации и упоминаться в социальных сетях.

Полученные из Интернета данные о цитируемости того или иного материала свидетельствуют о том, как часто журнальные статьи и такие научные результаты, как, например, выборка данных, обсуждаются и используются во всем мире. По этой причине альтметрика была включена в веб-сайты исследователей, институциональные репозитории, контенты научных изданий и пр.

Альтметрики могут продемонстрировать заинтересованность читательской аудитории в материале и его влияние на другие исследования:

A record of attention / отчет о заинтересованности – этот класс данных позволяет демонстрировать то, сколько людей познакомились с научными результатами и были вовлечены в их работу. В качестве примеров могут послужить упоминания в новостях, блогах и в социальных сетях; просмотры страниц и скачивание статей; отслеживание в репозиториях GitHub и пр.

A measure of dissemination / распространение информации: эти показатели (и соответствующие упоминания) помогают обрисовать общую картину о том, где и почему часть исследования обсуждается и распространяется как среди других ученых, так и в общественной сфере. Примеры этого включают: цитирование материала в новостях, социальных сетях и блогах.

An indicator of influence and impact / индикатор влияния и воздействия: некоторые данные, собранные с помощью альтметрики, могут сигнализировать о том, что исследования меняют подходы в работе в рамках какой-либо сферы деятельности населения, оказывают влияние на здоровье населения или какое-либо другое ощутимое воздействие на общество в целом. В качестве примера можно привести включение каких-либо ссылок на исследования в государственных документах или в комментарии экспертов и практиков.

Показатели (включая данные, основанные на цитировании) являются просто индикаторами – они могут указывать на интересные всплески различных типов заинтересованности научного и ненаучного сообществ и т.д., но сами не являются свидетельством этого.

Альтметрия все чаще используется в академических кругах, отдельными лицами (например, при подаче заявок на гранты), учреждениями (для оценки общей производительности университета), библиотеками (для принятия решений по управлению коллекциями и понимания использования IR и контента цифровых библиотек), издателями (для оценки эффективности своих журналов в конкретных предметных областях).

Альтметрия не раскрывает всей ситуации в отношении того или иного исследования: как описано выше, альтметрики являются дополнением, а не заменой таких информационных ресурсов и метрических алгоритмов, как информированная экспертная оценка и данные, собираемые на основе цитирования (Индекс Хирша – h-index или Эгга – g-index и пр.).